О себе.

Философ по жизни. До 35 лет философия была главным занятием жизни, работой. Это не только сидение в кабинетах и писание статей. Это многочисленные встречи с людьми, знакомства, дружба, споры... Споры, поиск истины - моя стихия.

В поисках философских истин нашел для себя кумиров в литературе и науке - Солженицына, Канта, Карла Поппера, Карла Ясперса...

Узбекистан - моя Родина, которую люблю по прежнему. Люблю людей там живущих. Именно там я усвоил и сделал идеалами для себя патриотизм, толерантность, терпимость...

Но вот жизнь круто изменилась - репатриация, точнее "восхождение" на Землю обетованную - страну Израиль. Первые годы искал себя в новой жизни, пока не нашел....в "Дневном клубе для пожилых", где помогаю сейчас людям прожившим нелегкую жизнь, сохранить уверенность в себе, душевное здоровье, избежать одиночества. Люблю эту работу. Каждый день чувствуешь отдачу, благодарность.

Об этом и о других впечатлениях от израильской жизни репатрианта - философа в материалах на этой странице.  

евгений каменев

Евгений Каменев

 

ИЗРАИЛЬСКИЕ КРОХОТКИ

 

Эти заметки представляют собой фрагменты из дневника, который автор ведет в Интернете на протяжении нескольких лет. Надеюсь. что в целом эти эпизоды дадут адекватное представление об израильской повседневности

 

25 июля 2007. Часто посещаю один из русскоязычных литературных клубов в нашем городе. Здесь собираются представители "большой алии", ценители литературы. Да, неплохо, приятно. Но почему все эти люди не знают и видимо не хотят знать языка той страны, в которой живут?! Почему согласны на добровольное гетто? Ведь вся их нынешняя духовная жизнь в этих условиях чистый эрзац, имитация. Не может быть настоящей духовная жизнь без интереса к стране проживания. А интерес - в языке. Из-за этого потом отчужденность, ностальгия. Да на этом слое первородный грех - в своих бедах виноваты сами.

 

28 июля 2007. В Израиле отсутствует понимание значимости Второй мировой войны для становления страны. Господствует убеждение, что "они там «сражались за свои интересы, а нас все коллективно предали». Бережно хранят память о Катастрофе (это справедливо), но не стремятся ответить на вопрос: кто же освободил узников из концлагерей? Кто предотвратил ПОЛНОЕ уничтожение евреев?

Учительница в ульпане объясняет, что Красная Армия виновата в провале восстания в Варшавском гетто. Хотели бы - помогли (хотя линия фронта проходила в это время у Сталинграда). Союзники виноваты что не разбомбили подъездных путей к концлагерям, чем позволили им функционировать беспрепятственно. (А разве в Бабий Яр гнали не пешим ходом?! Айнзатцгруппам (расстрельщикам) нужны были железные дороги?) и т.д. Не будь железных дорог - нашли бы иной способ расправы. Но - обвинение готово.

 

8 августа 2007. "Нас здесь низвели до ничто" - говорит русскоязычная пенсионерка в Израиле. Вопрос: а кто низвел? Ни вы ли сами бросили свои работу, квартиру, друзей ради стремления жить в более благополучной стране? Ни вы ли в свое время презирали ту прошлую жизнь? Вы хотите, чтобы вас ЗДЕСЬ уважали так же, как было ТАМ (что вы стали вдруг так ценить) А где вы были раньше? Не только мол, дешевая еда и качественная медицина, но и статус.

УВЫ ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ - ОБВИНЯТЬ В СВОИХ БЕДАХ КОГО УГОДНО ЛИШЬ БЫ НЕ СЕБЯ. Ведь личные отношения, любовь рушатся из-за того, что за все промахи каждый спрашивает с партнера. Он (или она) сами всегда правы.

 

9 августа 2007. В Израиле существуют в каждом городе дневные клубы для пожилых людей. Это не дома престарелых в советском понимании. Люди живут в своих семьях но в дневное время их привозят в такой клуб, чтобы они не получали психологической травмы, находясь дома в одиночестве. Работа здесь тяжелая психологически и конечно не престижная. Низкая зарплата и благодарность моральная со стороны этих людей. Если ты способен что-то ДАТЬ - ПРИХОДИ И ПОМОГАЙ В РАБОТЕ.

Не так ли и в чувствах? Для чего мы ищем сближения с кем-то? Для того, чтобы что - то дать близкому или получить от него?

Еще одна ипостась репатриантов "большой алии" - "русская молодежь". Конечно, они понимают важность изучения языка. (Понятно - работа!). Но и только это. Никакие прочие сантименты (культура, история, литература) их не интересуют. И потому страшно возмущаются, когда на уроках в ульпане им что - то пропихивают про историю, праздники, читают рассказы местных писателей. Зачем мне все это нужно? Что я на этом сейчас заработаю?! Потому многие из них убеждены, что до провозглашения государства не было здесь ни одного(!) еврея. Потому учебники иврита рассчитанные на русскоязычных, столь убоги. Никакой тебе истории только набор практических фраз. Читателю как будто предлагают легкий и практичный способ изучения языка. На деле же авторы таких учебников просто используют их желание обустроиться, оставаясь чуждыми принявшей стране.

 

14 августа 2007. Множество людей старшего поколения "русских репатриантов" в Израиле обожают рассказывать о своем прошлом. Один рассказывает что был он в прошлом лидером еврейской общины(не зная при этом ни слова на иврите), экспертом каких-то правительственных комиссий и т.п. другой - в прошлом крупный изобретатель, третий - выдающийся целитель и т.п. Причем никто из них ни может вспомнить конкретно, что именно они делали или изобретали. Зачем им это нужно? вероятно от невостребованности. Когда то эти люди чувствовали свою нереализованность, отставание от других. Но был у них один выход - уехать в другую страну. Оказавшись в новой стране, они с еще большей остротой ощущают свое одиночество. Отсюда и желание компенсации, выражающееся в бесконечных рассказах.

 

18 августа 2007. В тему, сегодня эпизод. Пенсионер рассказывает, как он посещал почту. "И ни одна сволочь не говорит по-русски!". На что жалуемся? Ни твой ли долг был хоть немного освоить язык той страны, которую сознательно выбрал на жительство?

 

20 августа 2007 . Сегодня полугодовалый ребенок в одном из кибуцев умер от жары в запертой машине. Отец отлучился на час по делам и забыл. Ведущие ивритоязычные телеканалы передали об этом в первую очередь. А вот RTVi не упомянул вовсе. Для НАС, конечно, борьба со свининой в Нетании гораздо важнее.

 

23 августа 2007. Пьяный водитель в Тель-Авиве задавил ребенка. Отец ребенка назвал водителя убийцей. Может он прав? Ведь это не метафора. Если ты садишься за руль пьяным, ты же понимаешь, что у тебя снижена концентрация, и ты можешь натворить бед. Следовательно, в этот момент ты становишься ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ УБИЙЦЕЙ. В тот момент, когда снимаешь с себя запрет на действия недопустимые в пьяном виде (вождение).

 

28 августа 2007. Почему столь популярной стала тема русского языка в Израиле?

Множеством людей приехавших из СНГ владеют два чувства – тоска по прошлому и страх трудностей, связанных с поиском своего места в новом обществе. Эти чувства тесно взаимосвязаны и нашлись люди, делающие на этом политику и бизнес. В Ашдоде один из крупнейших ресторанов называется "СССР". И работает под слоганом "СССР - наша Родина, а родина не продается!". Так ностальгия превращается в капитал.

Нечто подобное, по – моему, имеет место и в России, только в другой форме. По российскому ТВ все время крутят старые фильмы или песни того времени. При этом затушевывается тот факт, что жизнь то стала другой. Дешевизну советских времен помнят многие и рассказывают о ней своим детям. А вот всеобщего дефицита не помнят, многочасовых очередей, за молоком или колбасой, а затем и за сахаром - не помнят. Ностальгия потому и возникает, что о прошлом помнят только хорошее. А фильмы советские теперь пускают, чтобы удобнее было размещать рекламу.

Мне было 22 года, когда Союз распался и возврата в те времена я не хочу.

 

30 августа 2007. Сегодня в кнессете (парламент) обсуждение новых льгот выжившим в Катастрофе (пережившим в концлагерях Вторую мировую войну). Все вроде бы верно, добавили пособия. Но (странная логика) только тем, кто был в концлагерях на территории Восточной Европы, а не тем, кто пережил оккупацию в городах и деревнях. То есть если тебя укрывали соседи или партизаны, тебе не полагается. По этой логике пособия не полагаются как раз евреям из бывшего СССР, поскольку большинство из них спаслись именно так. Почему разделение? Никто не объясняет. Вроде, в будущем обещают провести еще одно обсуждение. Но - когда? И к чему оно приведет?

 

20 сентября 2007. Женщина под сорок работает продавщицей в магазине, говорит:

- В этой стране никому доверять нельзя! Все всех обманывают!

Для чего такие как она приехали сюда? Работать локтями?

- Покупателей, которые ко мне приходят, ненавижу!

Потом признается, что ходит в православную церковь. Только там очищается.

Но ведь Иисус учил: "Возлюби ближнего своего"?

 

15 октября 2007. В 2001 году в тель-авивской дискотеке "Дельфинариум" случился теракт. Погибли 11 человек, все - "русская" молодежь.

Через несколько лет на тель-авивской набережной немолодой мужчина со скорбным лицом разместил фотографии погибших и предлагал подписать текст на русском и английском (израильтяне, как видно игнорировались). Оказывается обращение к Путину с призывом наказать виновных. А кто виноват? Нет не те, кто организовал и исполнил убийство. Так кто же? Оказывается, судя по тексту, израильские (еврейские) организации, организовавшие алию (репатриацию). Они, конечно же заманили наших детей в страну где возможны такие ужасные убийства.

Нашу склонность искать виноватых на стороне, постоянно кто-то использует.

Было противно смотреть на этого скорбящего. Он преследовал свои цели.

Так кто же виноват?

 

20 октября 2007. В Бат-Яме рекламируют новый проект мэрии - "Образование с улыбкой". Родители постигают методы интерактивного образования - обучения детей через равноправный диалог с ними. Вообще избежание всякого давления на детей, диктата - норма, чуть ли не догма израильской системы образования и воспитания. "Только не давление!" - повторяют учителя и воспитататели сверху донизу. (Вот и попадают зачастую учителя в зависимость от родителей и детей).

Наверное, все эти проекты могут быть замечательными, работай нормально традиционная государственная школьная система. Только вот забастовка никак не закончится - опять в последний момент соглашение сорвалось.

 

23 октября 2007. В главе "Мост Алленби" своей книги "Время желтых" Давид Гроссман описывает работу КПП на границе Израиля (Иудеи и Самарии) и Иордании. Длинные очереди палестинцев туда и обратно, долгие утомительные и унизительные проверки... Досматривают все - вещи, одежду, детские игрушки. И все из - за того что у одного из тысяч попадется что-то подозрительное. Случай, когда солдат хотел вернуть девочке куклу, но командир не разрешил и игрушку отобрали и уничтожили.

Прошло ровно двадцать лет. За это время образовалась палестинская автономия, совершена масса жутких терактов в израильских городах, осуществлялось целенаправленное, рассчитанное убийство мирного населения в автобусах и торговых центрах....

И вопрос: стоит ли устраивать проверки на КПП для того, чтобы среди десятков тысяч мирных граждан отыскать одного террориста - самоубийцу звучит уже по-другому.

 

25 октября 2007. День обрезания новорожденного сына Игаля Амира (убийцы премьер министра Рабина) случайно конечно, совпал с последним днем траура по убитому им лидеру. Наши СМИ, естественно вынесли это событие чуть ли не на первую полосу. Однако газета "Израиль сегодня" откликнулась на сей факт вполне сдержанным комментарием. "Мне надоело - пишет автор - каждый день видеть на первых полосах новости личной жизни этого человека, который для меня в первую очередь убийца. Наши СМИ в погоне за рейтингом сами формируют в головах читателей и зрителей представление о значимости события, в известной степени само событие создают. Почему бы не публиковать такие сообщения не на первой, а на пятнадцатой странице, при этом без фотографий и обширных интервью с виновниками". И то ведь. И в России существуют программа "Максимум" на НТВ или Экспресс- газета, которые фактически создают сенсацию с помощью эффектной подачи какой-нибудь мелочи.

Все верно. Только вот прозреваем почему - то только по трагическим поводам.

 

27 октября 2007. Комментируя беспорядки, учиненные эмигрантами в нескольких французских городах, журналист Паоло Гудзанти назвал их зачинщиков политическими террористами. У них один мотив: убивать государство, убивать его символы и их носителей.

А в Израиле? Пресса и ТВ комментировавшие действия юных нацистов в Петах-Тикве (убийства и издевательства, свастики на синагогах) почему-то озаботились поиском "социальных корней" явления. Дескать, общество во многом виновато в случившемся (безработица среди репатриантов и т.п.). А они конечно же во многом просто жертвы.

А вот назвать их просто подонками, исповедующими немыслимую идеологию, почему-то почти никто не решился.

подготовлено к публикации автором. 2009, май.



Сайт создан в системе uCoz
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИ
АВТОРА - Евгения Каменева

  • СПАСЕНИЕ ЕВРЕЕВ ДАНИИ.(фрагмент: Рауль Хильберг. Уничтожение европейских евреев. В 3 томах. т.2. Иерусалим.2012. с. 530-539) перевод с иврита.
  • ПОБЕГ ИЗ ОСВЕНЦИМА (Перевод фрагмента книги - Рудольф Врба. "Я бежал из Освенцима." Издательство Хайфского университета. 2001. стр.232-236. )
  • «Авраам Тори. Спасение в гетто.» (Резюме лекции, прочитанной Е. Каменевым 11сентября 2012 года.)
  • ЕВГЕНИЙ КАМЕНЕВ «СТРАНА НЕПУГАНЫХ КОШЕК» (особенности израильского менталитета)
  • Фрагмент дневника Авраама Тори о первых днях оккупации Каунаса нацистами. (перевод с иврита Е.Каменев)
  • ДРУГОЙ ГЛОБУС НЕ НУЖЕН. (размышления по поводу).
  • ОТСТРЕЛЯЛИСЬ...(рассказ)
  • В ИЗРАИЛЕ – ВСЕ ДРУЗЬЯ (рассказ).
  • ОДИНОКИЙ (рассказ).
  • Заметки о литературе (избранные посты в сообществе «Обсуждаем книги» на mail.ru).
  • «НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ» - СВОЙ ПУТЬ В НОВОЕ ОБЩЕСТВО
  • ВСЕ НАЧАЛА ТРУДНЫ ИЛИ ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО УЛЬПАНАМ
  • ФОТОАЛЬБОМ "МОЯ РАБОТА"
  • Не секторальный,но Г о с у д а р с т в е н н ы й! 
    (день Победы в Израиле).